Общие сведенья и техническая характеристика ДОН-1500
Дон-1500 — советский зерноуборочный комбайн, выпускаемый заводом «Ростсельмаш». Были модификации: ДОН-1500, ДОН-1500А, ДОН-1500Б. Серийно комбайн начал выпускаться с 1986 года, в последующем став одним из самых популярных зерноуборочных комбайнов в СНГ. В 2006 году на смену «Дон-1500» пришла серия комбайнов «Acros» и «Vector».
Комбайны «ДОН» комплектируются дизельными двигателями ЯМЗ, СМД-31А и Д — 461/51.
Мощность двигателя ЯМЗ — 235 л.с.
Ширина захвата жатки — от 6 до 8,6 м
Пропускная способность молотилки — 10 — 12 кг/сек
Максимальная скорость:
Транспортная — 22 км/ч
Рабочая — до 10 км/ч
Объём бункера — 6 куб. м
Число клавишей соломотряса — 5
Производительность т/час — 14
Диаметр барабана, мм — 800
Ширина молотилки — 1500
Колесный, самоходный, однобарабанный, предназначен для уборки зерновых колосовых культур прямым и раздельным комбайнированием на равнинных полях с уклоном не более 8 град. С дополнительными приспособлениями может использоваться до уборки зернобобовых, крупяных, мелкосеменных культур. Является базовой моделью семейства самоходных однобарабанных комбайнов марки "Дон".
Ширина захвата, м:
хедера 6,0; 7,0; 8,6
платформы-подборщика 3,4
Пропускная способность молотилки (при отношении массы зерна и соломы 1:1.5). кг/с 8
Производительность в час основного времени (по зерну), т:
с копнителем 11.5
капотом 13,3
Скорость, км/ч:
рабочая:
I диапазон 0...5
II 0...10
транспортная 0...20
Пределы регулирования высоты среза, мм:
при копировании 50...185
без копирования 100...1130
Эксплуатационная мощность двигателя. кВт 162
Частота вращения вала двигателя, с-1 (мин-1) 33.3 (2000)
Молотилка:
ширина, мм 1500
диаметр барабана, мм 800
длина, мм 1485
Частота вращения барабана, с-1 (мин-1) 8,5 ..15.9 (500.. .950)
Производительность выгрузного шнека, т/мин до 2.5
Вместимость бункера, м. Куб. 6
Давление в шинах. МПа:
ведущих 0.17
управляемых 0.15
Колея, мм:
ведущих колес 2800
управляемых 2900
Дорожный просвет, мм 370
Габаритные размеры с жаткой захватом 6 м и копнителем, м:
в рабочем положении 12х7.8х3.98
транспортом 17,5х4.4х3.98
Масса (конструкционная), кг:
с жаткой захватом 6 м и копнителем 13440
платформы подборщика 1200
измельчителя 800
В зависимости от способа уборки может быть оснащен хедерами шириной захвата 6; 7; 8,6 м. Комплектуется копнителем для сбора незерновой части урожая или капотом для укладки соломы, мякины (половы) в валок или измельчитёлем, работающим по разным технологическим схемам. Имеет модификацию- - комбайн "Дон-1500" для работы в Нечерноземной зоне. Отличается от базовой модели повышенной проходимостью (применены арочные шины с высоким протектором), наличием реверса в приводе жатки, установкой режущего аппарата открытого типа с укороченным пальцем, специальной декой для уменьшения залипания при уборке влажных хлебов.
Для перевозки жаток предусматривается специальная тележка.
Состоит из жатвенной части, молотилки (молотильное, сепарирующее, очистительное и транспортирующее устройства), бункера с выгрузным устройством, моторно-силовой установки, ходовой части, кабины, гидравлической и электрической систем, автоматической системы контроля за работой основных рабочих органов.
Жатвенную часть включает в себя хедер, проставку и наклонную камеру.
Хедер фронтального типа с шарнирно подвешенным уравновешенным корпусом, автоматически копирующим рельеф поля в продольном и поперечном направления) на заданной высоте среза.
Диаметр шнека увеличен до 590 мм.
Крепление эксцентрикового пальчикового механизма утоплено в корпусе шнека, что исключает наматывание массы при уборке хлебов.
Режущий аппарат может применяться в двух вариантах: с пальцами закрытого и открытого типов. Привод ножа оснащен предохранительной муфтой, стальным шатуном и механизмом качающейся шайбы, не требующими регулировки. Ход ножа на хедерах увеличен до 88 мм, частота колебаний 475 мин"1.
Мотовило хедера с захватом 6 и 7 м универсальное, пятилопастное с центральной трубой увеличенного дна-метра без ширенгелей, с двухсторонним эксцентриковым механизмом. Мотовило с захватом 8,6 м - универсальнее с жесткими пальцами и съемными лопастями. Оснащено усиленными граблинами увеличенной длины. Наклон пальцев граблин устанавливается автоматически при перемещении мотовила по поддержкам. Предусмотрено приспособление для его монтажа и демонтажа одним человеком. Частота вращения мотовила 0,25...0,82 с-1 (15...49 мин ').
В нижней части корпуса хедера установлены два копирующих башмака увеличенной площади опоры по сравнению с серийными, а на хедерах с шириной захвата 8,6 м - четыре. Корпус соединен с наклонной камерой через проставку в трех точках: на центрально-сферическом шарнире и подвесках уравновешивающего механизма. Уравновешивающий механизм состоит из двух пружинных систем, расположенных на корпусе хедера сзади, в плоскости ветрового щита.
Подвеска пружинной системы имеет регулировку для выравнивания корпуса проставкн при соединении ее с наклонной камерой.
Проставка включает в себя промежуточный битер с гребенками-лопастями и убирающимися пальцами. Наклонная камера состоит из корпуса в котором установлен транспортер цепочно-планчатый, плавающего типа с полозьями под ветвями цепей. Скорость движения транспортера 3,2 м/с. Наклонная камера оснащена гидрофицированным приспособлением для проворачивания рабочих органов в обратном направлении в случае забивания их соломистой массой.
В зависимости от сложившихся условий уборки на хедер захватом 6 м после демонтажа мотовила может навешиваться подборщик; для раздельной уборки используется также платформа-подборщик, присоединяемая вместо хедера. Подборщик имеет полотно, составленное из двух лент. Привод его осуществляется двумя цепными контурами, смонтированными под кожухами боковин. На платформе из-за жесткого крепления к наклонной камереотсутствуют опорные башмаки и уравновешивающий механизм. Устройство проставки максимально унифицировано с проставкой хедера. Очистка осуществляется с использованием механизма реверса.
Молотильное устройство включает в себя бильный молотильный барабан, подбарабанье с увеличенной площадью сепарации, механизм регулировки подбарабанья и вариатор с автоматическим устройством натяжения приводного ремня в зависимости от создаваемой нагрузки. Молотильный барабан имеет десять бичей правого и левого направления рифов. Подбарабанье односекционное обратимое, сварной конструкции, с углом охвата 130 град.
Имеется возможность глубокого (до 100 мм) опускания деки барабана с механизмом мгновенного сброса, предупреждающего забивание и облегчающего очистку барабана.
Отбойный битер (диаметр 400, частота вращения 13,23 с-1) шестилопастный, угол наклона лопасти 45 град. Привод осуществляется клиновыми ремнями от коленчатого вала двигателя с левой стороны комбайна.
Соломотряс состоит из пяти клавиш. Рабочая поверхность клавиши жалюзийиая, нерегулируемая, угол наклона жалюзи 45 град, (за исключением передней части первого каскада, где угол наклона 90 град.). За первым каскадом подвешен фартук, задерживающий массу на соломотрясе. Общая площадь соломотряса 6,02 м. кв.
Очистка включает в себя грохот нижний, решетный стан, вентилятор, привод очистки, контрпривод вентилятора. Площадь очистки - 3,82 м. кв.
Расширен диапазон подачи воздуха. Диаметр вентилятора 560 мм. Частота вращения 39,3 с-1.
На комбайне имеется автономное домолачивающее устройство (диаметр барабана 330 мм, частота вращения 220 с-1).
Транспортирующее устройство состоит из зернового шнека, зернового скребкового элеватора, наклонного зернового шнека (загрузочный шнек бункера), колосового шнека, колосового скребкового элеватора, распределительного шнека домолачивающего устройства.
Бункер представляет собой сварной корпус и сборное верхнее строение. Вместимость его до 6 м. куб.
Выгрузной шнек (частота вращения 7,23 с-1) повышенной производительности с гидровыносом. Для удобства обслуживания и наблюдения за заполнением и выгрузкой зерна из бункера в нем имеются два сигнализатора заполнения, плафон электроосвещения и застекленные смотровые окна в передней и задней панелях. Выгрузное устройство включается из кабины водителя.
На комбайне использован клиноременный вариатор привода барабана с устройством для автоматического натяжения ремня при увеличении крутящего момента.
Моторно-силовая установка включает в себя моторную установку, переднюю раму, воздухозаборник радиаторов двигателя, воздухоочиститель двигателя, выпускную трубу глушителя, трубопровод для эжекционного удаления пыли из воздухоочистителя, натяжное устройство ременной передачи привода молотилки. Моторная установка состоит из диффузора, двигателя, смонтированного на подмоторной раме, трубопроводов, соединяющих блок радиаторов с двигателем, глушителя, поворотной рамы.
На комбайне "Дон-1500" установлен дизель СМД-31А, четырехтактный, шестицилиндровый, с непосредственным впрыском топлива в камеру в поршне, жидкостным охлаждением, турбонаддувом и промежуточным охлаждением нагнетаемого в цилиндры воздуха; оборудован двухступенчатой очисткой воздуха. Двигатель (в отличие от двигателя комбайнов СК-5М "Нива" и СК-6 "Колос") размещен рядом с кабиной, в передней правой части молотилки, что позволяет увеличить угол поперечной устойчивости и вместимость бункера, улучшить работу системы охлаждения. Мощность от двигателя отбирается с двух сторон коленчатого вала: с передней - на привод гидронасоса гидропривода ходовой части, с задней - на привод рабочих органов.
Ходовая часть комбайна обеспечивает его перемещение с рабочей скоростью до 10 и транспортной до 20 км/ч. Удельное давление на почву не превышает 0,175 МПа. Мост ведущих колес - раздельно-агрегатный, с гидрообъемным приводом. На первичном валу коробки диапазонов установлен гидромотор. Бортовые редукторы - планетарно-цилиндрические, с дисковыми тормозами. Управляемый мост аналогичен выпускавшимся ранее, но колеса управляются двумя гидроцилиндрами.
Комбайн оснащен шинами с протектором высокой проходимости. Оборудован унифицированной шумоизолированной кабиной с принудительной вентиляцией и кондиционером, регулируемым подрессоренным сиденьем, теплозащитными стеклами, электронной системой, контролирующей основной технологический процесс уборки. Рулевая колонка снабжена гидрообъемным приводом рулевого механизма. Она регулируется по высоте в пределах 100 мм цанговым зажимом и по углу наклона 5...30 град.- педалью. Это позволяет механизатору в зависимости от роста и телосложения выбирать оптимальное положение рулевого колеса и сиденья.
Копнитель увеличенной вместимости (14 м3), специальной конструкции, представляет собой навесной на молотилку агрегат. Состоит из капота, боковин левой и правой, днища, заднего клапана, щитка сброса соломы, соломонабивателя, механизма сбрасывания копны.
Гидросистема комбайна включает в себя три независимые системы: основную, объемного рулевого управления, объемного привода ходовой части. Применение в основной системе секционных распределителей с мускульным и электрогидравлическим управлением золотниками рабочих органов позволило уменьшить количество трубопроводов и частично исключить систему тяг. Принцип работы гидрообъемного рулевого управления аналогичен работе серийных отечественных машин более раннего выпуска. Гидросистема объемного привода ходовой части обеспечивает бесступенчатое регулирование скорости движения комбайна во всех диапазонах рабочих скоростей, что важно в сложных условиях уборки и способствует повышению маневренности комбайна.
Система электрооборудования однопроводная, постоянного тока напряжением 24 В, с генератором переменного тока со встроенным выпрямителем. Отличительной особенностью электрооборудования является использование автоматической системы контроля (АСК) за технологическим процессом и состоянием исправности основных агрегатов. Она позволяет измерять частоту вращения молотильного барабана, вентилятора очистки, вала, двигателя, а также скорость движения комбайна, контролировать и сигнализировать о предельно допустимом снижении частоты вращения молотильного барабана, остановке колосового и зернового шнеков, соломонабивателя, вала очистки, шнека половоизмельчителя, о предельной температуре масла гидросистемы, воды и масла двигателя. Всего АСК дает информацию о 22 параметрах. Об отклонениях комбайнер предупреждается звуковой и световой сигнализациями.
Комбайны «ДОН» комплектируются дизельными двигателями ЯМЗ, СМД-31А и Д — 461/51.
Мощность двигателя ЯМЗ — 235 л.с.
Ширина захвата жатки — от 6 до 8,6 м
Пропускная способность молотилки — 10 — 12 кг/сек
Максимальная скорость:
Транспортная — 22 км/ч
Рабочая — до 10 км/ч
Объём бункера — 6 куб. м
Число клавишей соломотряса — 5
Производительность т/час — 14
Диаметр барабана, мм — 800
Ширина молотилки — 1500
Колесный, самоходный, однобарабанный, предназначен для уборки зерновых колосовых культур прямым и раздельным комбайнированием на равнинных полях с уклоном не более 8 град. С дополнительными приспособлениями может использоваться до уборки зернобобовых, крупяных, мелкосеменных культур. Является базовой моделью семейства самоходных однобарабанных комбайнов марки "Дон".
Ширина захвата, м:
хедера 6,0; 7,0; 8,6
платформы-подборщика 3,4
Пропускная способность молотилки (при отношении массы зерна и соломы 1:1.5). кг/с 8
Производительность в час основного времени (по зерну), т:
с копнителем 11.5
капотом 13,3
Скорость, км/ч:
рабочая:
I диапазон 0...5
II 0...10
транспортная 0...20
Пределы регулирования высоты среза, мм:
при копировании 50...185
без копирования 100...1130
Эксплуатационная мощность двигателя. кВт 162
Частота вращения вала двигателя, с-1 (мин-1) 33.3 (2000)
Молотилка:
ширина, мм 1500
диаметр барабана, мм 800
длина, мм 1485
Частота вращения барабана, с-1 (мин-1) 8,5 ..15.9 (500.. .950)
Производительность выгрузного шнека, т/мин до 2.5
Вместимость бункера, м. Куб. 6
Давление в шинах. МПа:
ведущих 0.17
управляемых 0.15
Колея, мм:
ведущих колес 2800
управляемых 2900
Дорожный просвет, мм 370
Габаритные размеры с жаткой захватом 6 м и копнителем, м:
в рабочем положении 12х7.8х3.98
транспортом 17,5х4.4х3.98
Масса (конструкционная), кг:
с жаткой захватом 6 м и копнителем 13440
платформы подборщика 1200
измельчителя 800
В зависимости от способа уборки может быть оснащен хедерами шириной захвата 6; 7; 8,6 м. Комплектуется копнителем для сбора незерновой части урожая или капотом для укладки соломы, мякины (половы) в валок или измельчитёлем, работающим по разным технологическим схемам. Имеет модификацию- - комбайн "Дон-1500" для работы в Нечерноземной зоне. Отличается от базовой модели повышенной проходимостью (применены арочные шины с высоким протектором), наличием реверса в приводе жатки, установкой режущего аппарата открытого типа с укороченным пальцем, специальной декой для уменьшения залипания при уборке влажных хлебов.
Для перевозки жаток предусматривается специальная тележка.
Состоит из жатвенной части, молотилки (молотильное, сепарирующее, очистительное и транспортирующее устройства), бункера с выгрузным устройством, моторно-силовой установки, ходовой части, кабины, гидравлической и электрической систем, автоматической системы контроля за работой основных рабочих органов.
Жатвенную часть включает в себя хедер, проставку и наклонную камеру.
Хедер фронтального типа с шарнирно подвешенным уравновешенным корпусом, автоматически копирующим рельеф поля в продольном и поперечном направления) на заданной высоте среза.
Диаметр шнека увеличен до 590 мм.
Крепление эксцентрикового пальчикового механизма утоплено в корпусе шнека, что исключает наматывание массы при уборке хлебов.
Режущий аппарат может применяться в двух вариантах: с пальцами закрытого и открытого типов. Привод ножа оснащен предохранительной муфтой, стальным шатуном и механизмом качающейся шайбы, не требующими регулировки. Ход ножа на хедерах увеличен до 88 мм, частота колебаний 475 мин"1.
Мотовило хедера с захватом 6 и 7 м универсальное, пятилопастное с центральной трубой увеличенного дна-метра без ширенгелей, с двухсторонним эксцентриковым механизмом. Мотовило с захватом 8,6 м - универсальнее с жесткими пальцами и съемными лопастями. Оснащено усиленными граблинами увеличенной длины. Наклон пальцев граблин устанавливается автоматически при перемещении мотовила по поддержкам. Предусмотрено приспособление для его монтажа и демонтажа одним человеком. Частота вращения мотовила 0,25...0,82 с-1 (15...49 мин ').
В нижней части корпуса хедера установлены два копирующих башмака увеличенной площади опоры по сравнению с серийными, а на хедерах с шириной захвата 8,6 м - четыре. Корпус соединен с наклонной камерой через проставку в трех точках: на центрально-сферическом шарнире и подвесках уравновешивающего механизма. Уравновешивающий механизм состоит из двух пружинных систем, расположенных на корпусе хедера сзади, в плоскости ветрового щита.
Подвеска пружинной системы имеет регулировку для выравнивания корпуса проставкн при соединении ее с наклонной камерой.
Проставка включает в себя промежуточный битер с гребенками-лопастями и убирающимися пальцами. Наклонная камера состоит из корпуса в котором установлен транспортер цепочно-планчатый, плавающего типа с полозьями под ветвями цепей. Скорость движения транспортера 3,2 м/с. Наклонная камера оснащена гидрофицированным приспособлением для проворачивания рабочих органов в обратном направлении в случае забивания их соломистой массой.
В зависимости от сложившихся условий уборки на хедер захватом 6 м после демонтажа мотовила может навешиваться подборщик; для раздельной уборки используется также платформа-подборщик, присоединяемая вместо хедера. Подборщик имеет полотно, составленное из двух лент. Привод его осуществляется двумя цепными контурами, смонтированными под кожухами боковин. На платформе из-за жесткого крепления к наклонной камереотсутствуют опорные башмаки и уравновешивающий механизм. Устройство проставки максимально унифицировано с проставкой хедера. Очистка осуществляется с использованием механизма реверса.
Молотильное устройство включает в себя бильный молотильный барабан, подбарабанье с увеличенной площадью сепарации, механизм регулировки подбарабанья и вариатор с автоматическим устройством натяжения приводного ремня в зависимости от создаваемой нагрузки. Молотильный барабан имеет десять бичей правого и левого направления рифов. Подбарабанье односекционное обратимое, сварной конструкции, с углом охвата 130 град.
Имеется возможность глубокого (до 100 мм) опускания деки барабана с механизмом мгновенного сброса, предупреждающего забивание и облегчающего очистку барабана.
Отбойный битер (диаметр 400, частота вращения 13,23 с-1) шестилопастный, угол наклона лопасти 45 град. Привод осуществляется клиновыми ремнями от коленчатого вала двигателя с левой стороны комбайна.
Соломотряс состоит из пяти клавиш. Рабочая поверхность клавиши жалюзийиая, нерегулируемая, угол наклона жалюзи 45 град, (за исключением передней части первого каскада, где угол наклона 90 град.). За первым каскадом подвешен фартук, задерживающий массу на соломотрясе. Общая площадь соломотряса 6,02 м. кв.
Очистка включает в себя грохот нижний, решетный стан, вентилятор, привод очистки, контрпривод вентилятора. Площадь очистки - 3,82 м. кв.
Расширен диапазон подачи воздуха. Диаметр вентилятора 560 мм. Частота вращения 39,3 с-1.
На комбайне имеется автономное домолачивающее устройство (диаметр барабана 330 мм, частота вращения 220 с-1).
Транспортирующее устройство состоит из зернового шнека, зернового скребкового элеватора, наклонного зернового шнека (загрузочный шнек бункера), колосового шнека, колосового скребкового элеватора, распределительного шнека домолачивающего устройства.
Бункер представляет собой сварной корпус и сборное верхнее строение. Вместимость его до 6 м. куб.
Выгрузной шнек (частота вращения 7,23 с-1) повышенной производительности с гидровыносом. Для удобства обслуживания и наблюдения за заполнением и выгрузкой зерна из бункера в нем имеются два сигнализатора заполнения, плафон электроосвещения и застекленные смотровые окна в передней и задней панелях. Выгрузное устройство включается из кабины водителя.
На комбайне использован клиноременный вариатор привода барабана с устройством для автоматического натяжения ремня при увеличении крутящего момента.
Моторно-силовая установка включает в себя моторную установку, переднюю раму, воздухозаборник радиаторов двигателя, воздухоочиститель двигателя, выпускную трубу глушителя, трубопровод для эжекционного удаления пыли из воздухоочистителя, натяжное устройство ременной передачи привода молотилки. Моторная установка состоит из диффузора, двигателя, смонтированного на подмоторной раме, трубопроводов, соединяющих блок радиаторов с двигателем, глушителя, поворотной рамы.
На комбайне "Дон-1500" установлен дизель СМД-31А, четырехтактный, шестицилиндровый, с непосредственным впрыском топлива в камеру в поршне, жидкостным охлаждением, турбонаддувом и промежуточным охлаждением нагнетаемого в цилиндры воздуха; оборудован двухступенчатой очисткой воздуха. Двигатель (в отличие от двигателя комбайнов СК-5М "Нива" и СК-6 "Колос") размещен рядом с кабиной, в передней правой части молотилки, что позволяет увеличить угол поперечной устойчивости и вместимость бункера, улучшить работу системы охлаждения. Мощность от двигателя отбирается с двух сторон коленчатого вала: с передней - на привод гидронасоса гидропривода ходовой части, с задней - на привод рабочих органов.
Ходовая часть комбайна обеспечивает его перемещение с рабочей скоростью до 10 и транспортной до 20 км/ч. Удельное давление на почву не превышает 0,175 МПа. Мост ведущих колес - раздельно-агрегатный, с гидрообъемным приводом. На первичном валу коробки диапазонов установлен гидромотор. Бортовые редукторы - планетарно-цилиндрические, с дисковыми тормозами. Управляемый мост аналогичен выпускавшимся ранее, но колеса управляются двумя гидроцилиндрами.
Комбайн оснащен шинами с протектором высокой проходимости. Оборудован унифицированной шумоизолированной кабиной с принудительной вентиляцией и кондиционером, регулируемым подрессоренным сиденьем, теплозащитными стеклами, электронной системой, контролирующей основной технологический процесс уборки. Рулевая колонка снабжена гидрообъемным приводом рулевого механизма. Она регулируется по высоте в пределах 100 мм цанговым зажимом и по углу наклона 5...30 град.- педалью. Это позволяет механизатору в зависимости от роста и телосложения выбирать оптимальное положение рулевого колеса и сиденья.
Копнитель увеличенной вместимости (14 м3), специальной конструкции, представляет собой навесной на молотилку агрегат. Состоит из капота, боковин левой и правой, днища, заднего клапана, щитка сброса соломы, соломонабивателя, механизма сбрасывания копны.
Гидросистема комбайна включает в себя три независимые системы: основную, объемного рулевого управления, объемного привода ходовой части. Применение в основной системе секционных распределителей с мускульным и электрогидравлическим управлением золотниками рабочих органов позволило уменьшить количество трубопроводов и частично исключить систему тяг. Принцип работы гидрообъемного рулевого управления аналогичен работе серийных отечественных машин более раннего выпуска. Гидросистема объемного привода ходовой части обеспечивает бесступенчатое регулирование скорости движения комбайна во всех диапазонах рабочих скоростей, что важно в сложных условиях уборки и способствует повышению маневренности комбайна.
Система электрооборудования однопроводная, постоянного тока напряжением 24 В, с генератором переменного тока со встроенным выпрямителем. Отличительной особенностью электрооборудования является использование автоматической системы контроля (АСК) за технологическим процессом и состоянием исправности основных агрегатов. Она позволяет измерять частоту вращения молотильного барабана, вентилятора очистки, вала, двигателя, а также скорость движения комбайна, контролировать и сигнализировать о предельно допустимом снижении частоты вращения молотильного барабана, остановке колосового и зернового шнеков, соломонабивателя, вала очистки, шнека половоизмельчителя, о предельной температуре масла гидросистемы, воды и масла двигателя. Всего АСК дает информацию о 22 параметрах. Об отклонениях комбайнер предупреждается звуковой и световой сигнализациями.
Трактор МТЗ-82Н "Беларусь"
Трактор "БЕЛАРУСЬ" МТЗ-82Н выпускался ПО "Минским тракторным заводом им. В. И. Ленина" с 1978 г.
Колесный, низкоклиренсный, повышенной проходимости, является модификацией трактора МТЗ-82. Предназначен для работы на горных склонах крутизной до 0.28 рад (16 град.) и равнине. Отличается от базовой модели пониженным центром тяжести, что обеспечено установкой передних и задних колес уменьшенного диаметра, общей высотой и повышенной продольной и поперечной устойчивостью. На тракторе установлен двигатель Д-240 (Д-243).
Диапазон скоростей без ходоуменьшителя (с ходоуменьшителем), км/ч:
переднего хода 1,72 ... 30.35 (0,51 ... 1.175)
заднего 3,62 ... 8.16 (0,242 ... 0.545)
Колея (регулируемая) колес, мм:
задних 1400 ... 2100
передних 1500 ... 1900
Минимальный радиус поворота, 4,3
Шины колес:
передних 11.2-16
задних 16,9R30
Углы статической устойчивости, град.:
поперечной 50
подъема 50
уклона 61
Продольная база, мм 2450
Агротехнический просвет, мм 610
Дорожный просвет, мм 400
Габаритные размеры, мм 3850Х1970x2700
Масса (конструкционная) с основным рабочим борудованием, кг 3550
Трактор оборудован креномером, показывающим неличину продольного и поперечного крена трактора, удлиненной горловиной радиатора, гидроусилителем рулевого управления, задним ВОМ. раздельно-агрегатной гидравлической навесной системой с гидродогружателем ведущих колес и силовым (позиционным) регулятором.
На тракторе установлена просторная герметизированая безопасная кабина, которая закреплена на шасси с помощью четырех резиновых амортизаторов.
Подушка сиденья тракториста имеет подвески, позволяющие ей отклоняться относительно продольной оси трактора в такое положение, чтобы водитель оставался в вертикальном положении мри работе трактора на склонах. Положение подушки фиксируется.
Конструкция узлов и техническая характеристика такие же. как и у базовой модели трактора МТЗ-82.
Дополнительное оборудование к трактору: приводной шкив, боковой ВОМ; колеса с шинами 15.5R38; 8.3-20; 9,5-42; ходоуменьшитель, предпусковой подогреватель ПЖБ-200Б.
МТЗ-80 «Беларус» и МТЗ-82 «Беларус» — марка универсально-пропашных колёсных тракторов, выпускаемых Минским тракторным заводом с 1974 года по настоящее время (в 2000-х годах — под маркой «Беларус-80» и «Беларус-82»). Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82 являются глубокой модернизацией выпускавшихся ранее тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52 соответственно. Степень унификации деталей и сборочных единиц у этих тракторов достигает 70 %. Трактор выполнен по традиционной для своего семейства компоновке: полурамная конструкция с несущими картерами узлов трансмиссии, переднее расположение двигателя, задние ведущие колёса увеличенного диаметра, передние направляющие колёса уменьшенного диаметра. Трактор МТЗ-80 имеет привод только на задние колёса, а трактор МТЗ-82 — полный привод.
Тракторы выпускались и выпускаются в нескольких модификациях, отличающихся друг от друга типом и передаточными числами трансмиссии, способом пуска двигателя, привязочными местами для навесного оборудования и внешним оформлением, типом используемой резины, величиной агротехнического просвета, установкой систем обеспечивающую работу на крутых склонах.
Наряду с ДТ-75 и Т-40 являются самыми массовыми тракторами на территории бывшего СССР.
В ноябре 2012 года участвовал в марше протеста балтийских фермеров в Брюсселе. Крестьянин Каспарс Гулбис в знак протеста против несправедливых прямых дотаций отправился в путь на тракторе МТЗ-80 из Таллина в Брюссель